Выставка картин, посвященная творчеству Владимира Высоцкого
Владимир Семёнович Высоцкий– поэт, актёр, автор и исполнитель песен – родился в Москве 25 января 1938 года.
После окончания школы в 1955 году он начал учиться в строительном институте (МИСИ), однако оставил его, проучившись полгода. В 1956 году поступил на актёрский факультет Школы-студии МХАТ, на курс П. Массальского и А. Комиссарова. После окончания вуза в 1960 году стал работать в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.
С 1964 г. В. С. Высоцкий – актёр Московского театра драмы и комедии на Таганке, ставшего вскоре под руководством пришедшего туда главного режиссёра Юрия Петровича Любимова одним из самых популярных театров страны. Это был театр смелой гражданственности и яркой формы. Театр ставил как Брехта, Шекспира, Чехова, Достоевского, так и известных современных авторов – Можаева, Абрамова, Трифонова. Начав с небольших ролей, Владимир Высоцкий в течение ряда лет становится ведущим актёром театра. Он сыграл Галилея и лётчика Янг Суна в пьесах Брехта «Жизнь Галилея» и «Добрый человек из Сезуана», Хлопушу в инсценировке поэмы С. Есенина «Пугачёв», Лопахина в поставленном А. Эфросом спектакле «Вишнёвый сад» по А. Чехову, Свидригайлова в «Преступлении и наказании» по Ф. Достоевскому. Всего в Театре на Таганке им было сыграно около 13 ролей.
Но вершинной в его судьбе стала роль Гамлета, которая принесла артисту славу и на родине, и за рубежом. В 1976 г. спектакль был удостоен Гран-При на театральном фестивале БИТЕФ в Белграде, в 1977 г. на гастролях во Франции таганский «Гамлет» был назван лучшим иностранным спектакле года.
Уже со студенческих времён Владимир Высоцкий снимался в кино. Сначала в эпизодах (первый фильм – «Сверстницы» режиссёра В. Ордынского, 1959 г.) в известных фильмах 60-х годов «Наш дом», «Карьера Димы Горина» и других.
Первой серьёзной ролью сам В. С. Высоцкий считал военный фильм «Я родом из детства», где впервые прозвучали его военные песни, а наибольшую популярность принёс ему фильм «Вертикаль» с написанными им знаменитыми альпинистскими балладами.
Всего фильмография В. С. Высоцкого насчитывает около тридцати названий. Среди них одни из самых известных – фильмы «Служили два товарища» (поручик Брусенцов), «Хозяин тайги» (Рябой), «Интервенция» (Бродский), «Плохой хороший человек» (фон Корен). Подлинную славу Высоцкому принесла роль капитана Жеглова в телефильме «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров. Последней ролью актёра в кино стал Дон Гуан в фильме «Маленькие трагедии» по произведениям его любимого поэта А. С. Пушкина.
Несмотря на удачные актёрские работы в театре и кино, вся страна знала В. С. Высоцкого в первую очередь как поэта и певца, автора и исполнителя собственных песен. Этот жанр стихов под гитару сам он назвал «авторской песней».
Первые поэтические строки были написаны В. С. Высоцким ещё в школьные и студенческие годы, но подлинным началом своей поэтической работы сам автор считал песню «Татуировка», написанную в 1961 году. Первые песни, написанные и спетые для знаменитой дружеской компании на Большом Каретном, попав на магнитофонные ленты, быстро разлетелись по стране. Написанные сначала как стилизации под «дворовые», «блатные» (Высоцкий называл это традицией городского романса), они позже необыкновенно расширили круг тем и образов, став, по чьему-то меткому определению, подлинной «энциклопедией советской жизни».
Сатирические, военные, спортивные, исповедальные и шуточные, трагические и гражданственные... Песни переписывались с магнитофона на магнитофон, перепечатывались, распространялись «самиздатом». Принося автору огромную популярность и множество проблем. В. С. Высоцкого наперебой приглашали на концерты и выступления в узком кругу, он дал их буквально тысячи, но концерты эти всегда были «полуподпольными», «неофициальными». Неприглаженная правда, звучавшая в этих песнях, их острая социальная направленность раздражала власти. В. С. Высоцкий не раз подвергался «проработкам» в советской печати, но сделать что-то с легендарным уже при жизни поэтом было невозможно.
На актёрской же биографии Владимира Высоцкого официальное неприятие и запреты сильно отразились: буквально десятки несыгранных ролей, выброшенные из фильмов песни, которых для кино было написано около 130. Стихи поэта на родине практически не печатались, он почти не появлялся на телевидении, за исключением маленьких дисков-миньонов с несколькими песнями, не выходили пластинки (диски-гиганты В. С. Высоцкого при его жизни были выпущены только за рубежом).
25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер в Москве.
Его похороны в олимпийской столице стали невиданной в советское время демонстрацией любви, скорби, возмущения официальным непризнанием, на них пришли тысячи людей.
Спасение в том, что сумели собраться на площадь
Не сборищем сброда, спешащим глазеть на Нерона,
А стройным собором собратьев, отринувших пошлость.
(Белла Ахмадулина)
Только после смерти поэта начали выходить книги его стихов и прозы (первая, «Нерв» – в 1981 г. под редакцией Роберта Рождественского), собрания сочинений, диски-гиганты. Посмертное признание стало официальным – в 1987 году Владимиру Высоцкому была присвоена Государственная премия СССР. Поэту ставят памятники, называют его именем улицы и корабли, снимают о нём фильмы. Растёт его известность и за рубежом, стихи Высоцкого переведены уже более чем на 200 языков народов мира.
Творчество В. С. Высоцкого – значительное и уникальное явление в литературе, в культурной жизни России. Оно и сейчас не утратило актуальности, к нему обращаются всё новые поколения читателей и слушателей. В его поэзии заключён необходимый людям заряд добра, незыблемые нравственные ценности, объединяющие людей.
Последнее стихотворение Владимира Высоцкого, написанное за 5 дней до смерти:
И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним
Так творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений Евтушенко:
Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.